14 June 2011

Специальный доклад по вопросам развития и защиты права на свободу мнения и его выражения

Недавно вышел и был одобрен ООН доклад по вопросам защиты права на свободу мнения. Этот доклад касается вопросов обеспечения свободы мнения в Интернете. Ознакомиться с ним на английском можно здесь. В этом посте я хочу отметить основные моменты данного доклада, из чего он состоит, что меня впечатлило и попробую очертить план, что я планирую сделать в будущем.

"Этот документ иследует особенности и тренды в праве людей на поиск, получение и использование информации всех видов полученной через Всемирную Сеть. Специальный Докладчик подчеркивает, что уникальная и постоянно изменяющаяся природа Всемирной Сети предоставляет людям не только  право на свободу мнения и самовыражения, но и также ряд других прав, а также способствует прогрессу общества в целом", - вот такими словами начинается этот доклад. Интернет действительно стал неотъемлимой частью современного общества. Он предоставляет возможность не только получать информацию, но также становится полноценным участником создания новой информации; он служит площадкой для выражения своих мыслей и мнений. Повсеместная распространенность и отсутствие границ делают его действительно уникальным изобретением человечества. А скорость распространения этой информации просто поражает. К сожалению, эти качества иногда начинают пугать различные правительства и они ограничивают доступ к Интернету. Этот доклад декларирует право человека на свободный доступ к Интернету как базовую человеческую потребность, а также очерчивает случаи, когда можно ограничивать данное право. Рассматриваются специфические вопросы по блокированию, фильтрации и ограничению информации. Если рассматривать в общем, то сам документ состоит из следующих частей:

  1. Аннотация
  2. Вступление
  3. Активности Специального Докладчика
  4. Общие принципы права на свободу мнения и самовыражения
  5. Ограничения доступа к контенту в Интернете
  6. Доступ в Интернет и необходимая для этого инфраструктура
  7. Выводы и рекомендации
Вступление.
Похоже, что в 21 столетии Интернет станет одним из основных средств коммуникации и выражения своих идей. Сейчас насчитывается где-то 2 миллиарда Интернет пользователей. По-моему, огромнейшее сообщество, которое действительно может приносить пользу. Именно поэтому, в докладе подчеркивается, что прозрачный доступ к информации различного рода через Интернет будет способствовать развитию у людей активной гражданской позиции, что, в конечном счете, должно привести к созданию настоящих демократических государств. Естественно, ведь множество мнений приводит к вычленению хороших идей, а открытость их обсуждения и последующее принятие в виде государственных законов будет способствовать увеличению мотивации людей в участии в этом процессе, потому что они будут видеть результат своего участия. Следовательно, государственные структуры, которые действительно хотят улучшить жизнь в своих государствах, должны максимально открыть доступ к информации и стараться вовлекать как можно больше народа в процесс принятия решений и улучшения существующих механизмов. К сожалению, немногие государства пока осознали важность этого. Например, в Беларуси и России, даже при том минимуме открытой информации, создаются сообщества (в основном вокруг активных блогеров), которые действительно коллективным разумом (и контролем, кстати абсолютно бесплатным) генерируют уникальные идеи. И если бы эти идеи были услышаны, то, мне кажется, они принесли бы много пользы. Мы наблюдаем ситуацию, когда мнения, которые должны рассматриваться на самом верху, остаются на кухне (блогах). Более того, иногда на неугодных блогеров пытаются надавить и заставить их публиковать свои мысли только для ограниченного круга людей (своих друзей).
Таким образом, доступ в Интернет должен обеспечиваться государством по двум направлениям:   уменьшение ограничений по доступу к контенту (такие ограничения могут вводится только в некоторых случаях) и предоставление инфраструктуры для доступа в Интернет.

Общие принципы права на свободу мнения и самовыражения в Интернете.
В отличие от других СМИ, как радио, ТВ и печатные издания, которые передают информацию только в одном направлении, Интернет представляет собой значительный шаг вперед к интерактивным СМИ. Платформы Web 2.0 очень важны в странах, где нет независимых СМИ. Что уж тут сказать, действительно такие платформы, как форумы, Твиттер и другие социальные сети позволяют высказывать открыто свое мнение. Иногда даже под своим настоящим именем. Поэтому, как здесь и подчеркнуто, такие платформы очень важны в развитии демократических обществ. В общем, предоставляя возможность обмениваться информацией и идеями мгновенно и недорого несмотря на различные границы, Интернет позволяет получать информацию и знания, которые раньше были недостижимы. Это, в свою очередь, привносит свою лепту в поиск правды и в развитие общества в целом. Понимание, что ты вовлечен в мировое сообщество приходит не сразу и не ко всем. Это надо развивать, надо снимать барьеры в общении, обмене идеями, обмене опытом. Интернет позволяет это делать очень дешево и быстро, хотя даже этому надо учиться.
Естественно, что Интернет сегодня становится средством самовыражения и донесения своих мыслей и позволяет обеспечивать право людей на самовыражение и свободу мнения, право которое гарантируется человеку Всемирной Декларацией Прав Человека и Международным Пактом о Гражданских и Политических правах. Последний провозглашает, что:

  1. Каждый должен иметь право на свободу мнения
  2. Каждый имеет право на свободу выражения, это значит, что каждый имеет право на поиск, получение и передачу информации и идей всех видов независимо от границ, в форме речи, в форме написанного или напечатанного текста, в форме искусства, или через любое другое средство по желанию. 
  3. Конечно же у этих прав существуют ограничения. Эти права могут ограничиваться, если:
  • Они затрагивают права, честь и репутацию других людей
  • Для обеспечения национальной безопасности, конституционного строя, безопасности и здоровья граждан.
Так как Интернет становится сегодня отличным средством мобилизации к мобилизации к действиям, вполне естественно, что некоторые страны и правительства пытаются ограничивать доступ к Интернету. С другой стороны, Интернет и другие СМИ нуждается в некотором контроле, чтобы обеспечивать права других. К сожалению, для ограничения Интернета часто используется второй подпункт: национальная безопасность. А к этому подпункту уже можно подвести все, что угодно. Естественно, что эту проблему не могли обойти и в данном докладе, поэтому для этого был придуман тест, который показывает можно ли ограничить право на свободу мнения и самовыражения. Вот этот тест:
  1.  Ограничения должны быть в форме закона, который доступен и понятен каждому человеку (принцип предсказуемости и прозрачности)
  2. Ограничения должны преследовать одну из следующих целей: а) должны защищать права и честь других людей б) обеспечивать национальную безопасность, конституционный строй, безопасность и здоровье граждан
  3. Введение ограничений должно быть обосновано и доказано, как наименее ограничивающая мера к достижению данной цели.
Кстати, последний пункт хочется выделить особенно. Должно быть доказано, что несуществует других менее ограничивающих мер для введения данных ограничений. Более того, легитимность ограничения права на свободу мнения должен устанавливать орган, который не зависит от политических, экономических и других влияний.
Таким образом, только следующая информация может являться предметом для введения ограничений:
  • Детская порнография
  • Hate speech. Не знаю, как перевести, но по смыслу понятно )
  • Клевета
  • Прямое и публичное подстрекательство к геноциду
  • Публичная пропаганда нацинальной, рассовой и религиозной ненависти
Довольно четкий круг ограничений. Лучше, наверное, и не придумаешь. В других случаях введение ограничений не оправдано. Только эти причины могут являться предметом для введения ограничений на контент в Интернете. И в общем, я с этим согласен. К сожалению, некоторые страны начинают вводить ограничения к контенту, который не входит в этот перечень. Поэтому я собираюсь в следующих постах объяснить, как можно обходить некоторые из них, и что они из себя представляют.

P.S. Красным цветом выделен перевод выдержек из доклада.




No comments:

Post a Comment